Сагаалган

Сагаалган - основная дата календаря многоязычных народов. Как и другие народы, в культуре которых соседствуют и сосуществуют национальный и традиционный календари, современные буряты встречают Новый год дважды: 1 января и в феврале.

Ученые изучавшие исторические корни праздника пришли к выводу о его народном происхождении и о том, что всего основе не так много общего с религией и буддизмом. Во времена Чингисхана Сагаалган отмечали поздней осенью, в день осеннего равноденствия, т.е. в первый лунный осенний месяц.

После распространения буддизма, буддийское духовенство включило его в свою религиозную систему. Поэтому в проведении обрядов выделяются два основных аспекта: культовый и народный.

В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник попал под запрет.

Президиум Верховного Совета Республики своим указом от 24 января 1990года придал национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа, стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей.

Существует несколько вариантов объяснения происхождения названия “Сагаалган”. Наиболее верным считается происхождение от слова “сагаан” - белый.

В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Белая молочная пища - это высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все живое на Земле вскормлено материнским белым молоком.

Культовая сторона праздника происходит в дацане. Накануне за оградой строится конусообразное сооружение из досок, которые внутри заполняются дровами. Оно символизирует людские прегрешения за прошлый год. Сверху пирамида обтягивается куском ткани, поверх нее нашиваются матерчатые или бумажные язычки пламени, устремленные вверх. С наступлением сумерек при большом стечении верующих вспыхивает костер. В этот костер люди бросают тряпки, предварительно обтерев ими тело - свое и домочадцев. Иногда оно могло быть куском теста. В этом люди видели очистительную функцию обряда-очищение огнем. Сжигая все болезни, напасти, грехи, приставшие за весь год, человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. В том случае, если человек начинает “свой” год, а это значит через каждые 11 лет, то он должен в дацане заказать молитву-оберег, совершить некоторые обряды.

В туже ночь до утра читаются молитвы, посвященные хранительнице веры Лхаме - покровительнице Иволгинского дацана. Затем, когда Новый год вступает в права, утраивается богослужение в честь победы над врагами веры. В течение 15 дней читаются молитвы посвященные 15 чудесам Будды. Здесь же читаются священные книги, молитвы прежде всего о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.

В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналась за долго до его наступления. Заготавливалось побольше дров, убирались в доме, в ограде выгребали мусор, выбрасывали ненужные старые вещи, и все это сжигало в юго-восточном направлении от жилья. Затем окуривали благовонными травами членов семьи, дом, скотный двор, все постройки. Женщины шили новую одежду, чистили, реставрировали конскую сбрую, ведь в праздники предстояли выезды на лошадях в дацан, к соседям, родственникам.

Еще осенью, с наступлением холодов каждая семья забивала скот на зимнее мясо (уусын мяхан). Одним из важных элементов Сагаалгаа является приготовление национальных блюд. В меню преобладали мясные и молочные продукты. Заранее разделывалось мясо, лепили бууза (позы).

Приготовленные кушанья замораживались, накапливались запасы, чтобы вдоволь хватило и себе и на угощение гостей. В праздничные дни в доме должно быть обилие белой пищи. Еще с осени готовились и хранились до праздника ааруул (сушенный творог), хурууд (домашний сыр), топленное масло, сметана, пенки. Все мучные изделия готовились на сметане. Конфетами и бообами обычно угощали, одаривали детей, забегавших в гости в праздничные дни.

Сагаалганская пища - это прежде всего, ритуальная пища. Большая часть кушаний, которая ставилась на стол, была как бы «закрытой, глухой» - позы, сердце, почки, берцовая кость. «Открытие» их - это современная форма проявления древнего магического действия - «открывают закрытое, чтобы дать дорогу новой жизни».

Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершали обряд «далга» - подношение угощений хозяину очага. Он сопровождался словами пожелания самого лучшего для своего дома. При этом отрезали три кусочка мяса, брали три кусочка со всех яств со стола и бросали в огонь, капали три раза молочной водкой. Огонь - символ жизни, символ возрождения, измеряющийся понятием, что у нас есть наши предки - наше прошлое; есть настоящее и наши дети и внуки как символ будущего.

Раньше говорили, что в этот вечер в каждую юрту заходит Сагаан убгэн (Белый старец). Если кто-то не насытился, он может обидеться, недовольный тем, что люди живут плохо и бедно, хотя много заботится об их благополучии. И чтобы не обидеть его, во все праздничные дни в доме должно быть обилие еды. Спиртное в этот вечер не пили. Вдоволь насытившись, люди пораньше ложились спать, чтобы утром подняться с рассветом.

В день Сагаалгана обязательно должны были поздравить своих родителей, бабушек, дедушек, преподнести им подарки. Самым почетным был первый гость дня, особенно если это был мужчина. Гость, зайдя в дом, не раздеваясь, проходил по ходу солнца к божнице поклонялся божествам, и лишь затем поздравлял хозяев. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

Наиболее насыщенными являются первые три дня. Однако весь месяц считается праздничным, продолжаются хождения в гости, посещения и поздравления родственников, живущих в других местах, обмен подарками и приветствиями.

Таким образом, Сагаалган - Новый год - древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.


Эта страница отредактирована пользователем admin в 2015/02/12 13:03:31.