Одежда и украшения

Мужчины и женщины с малых лет носили длиннополые дыгылы- халаты. Дыгылы разделялись на мужские, женские и девичьи. Обувь же была у всех одинаковая и называлась гутал. Всю одежду и обувь буряты шили только из овечьих и отчасти козьих шкур, а для обуви использовали также конскую и коровью кожу. Летние дыгылы и шаровары шили из бесшерстной овчины. Еще в 1920 году попадались люди, которые и летом носили такую одежду. Когда начинали пользоваться тканями, сказать трудно. По длине шерсти овчина делилась на несколько видов с особыми названиями: хуулидха- овчина майская или июньская, на которой шерсть еще не отросла после стрижки; овчина с 1-2-сантиметровой шерстью- хγрбэдхэ; γзγγр – овчина через 3-4 месяца после стрижки; нэхы- овчина зимняя с длинной и густой шерстью; hарьмай- овчина голая, без шерсти; hарьhан- такая же голая овчина, а также телячьи и козьи шкурки, мягко выделанная особым способом; эльгэн- овчина, выделанная особым способом и употребляемая для шитья дыгылов не мездрой наружу, а той стороной, с которой удалена шерсть. Шитьем одежды занимались только женщины. Они умели шить все, что нужно было семье. Это умение шить передавалось по семейной традиции и входило в обязательные хозяйственные навыки, которые должна была получить девушка в доме родителей. Д ы г ы л ы. Зимние дыгылы шили из овчины нэхы или γзγγр; весенне-осенние (демисезонные) из хγрбэдхэ; богачи шили демисезонные дыгылы также из жеребячьих шкурок и мерлушек, которые ценились, как красивые меха. В старое время жены некоторых богачей шили себе дыгылы из эльгэн (замши). Женский дыгыл состоял из многих частей. Перед дыгыла делали из хорошего материала, а спинку- из материала попроще. По этому поводу была поговорка: «Гэрэй гоё арадаа, гэргэдэй гоё урдаа». Лиф дыгыла (энгэр) не украшался. Рукава состояли из нескольких звеньев. Верх рукава длиною около 20 сантиметров делали из того же материала, из которого кроился перед дыгыла. В плече рукав собирался сборками. К его низу пришивались булуубши- лента шириною около трех пальцев из яркого шелка контрастного цвета. По верху и низу булуубши нашивается тесемка другого, также яркого цвета, купленная в магазине или домотканая из ссученных ниток. К булуубши пришивается нижняя, узкая часть рукава- тохоног, из шелка контрастного цвета. К нему- манжет для летних дыгылов из яркого шелка, для зимних- из мерлушки, рыси или выдры. Его лицевая сторона называлась нюдарга, а оборотная- туруун. Стоячий воротник состоял из двух полосок- нижней из красного шелка, верхней из черного бархата или плиса. Нижняя, шелковая, полоска несколько раз прошивалась вдоль, в промежутки между швами проталкивалась верблюжья шерсть. Левая пола дыгыла должна лежать на правой и называлась элюур хормой, или урда хормой. Правая пола называлась дотор (внутренняя или нижняя) хормой. Элюур хормой делали из того же материала, из которого делали перед- диф. По бокам дыгыла, а также по его низу нашивается хаяза- лента из другого материала шириною около четырех пальцев. На заиже хаязы по самому краю подола как спереди, так и сзади пришивается каемка из черного бархата шириною около трех пальцев. К низу лифа- сээжи, пришивается татааhан- лента из простого черного материала шириною около трех пальцев, прошитая в два ряда стебельчатым швом. Один ряд стежки сделан нитками желтого или зеленого цвета, другой- красного. Татааhан пришивается только к переду лифа. Не всякая женщина умела вышивать его. Женщины богачей шили выходные дыгылы из дорогих китайских шелков и парчи, повседневные- из простой материи, чаще всего из синей далембы. Женщины из бедных семей носили дыгылы из далембы и нагольные- из овчин или козьей кожи. Покрой девичьих дыгылов был более простым: перед и спинка делались из одного материала, рукава цельные, без всяких украшений. Энгэр девичьих дыгылов отличался от женских: с левой стороны вороты направо идет полоса из черного бархата шириной 5-6 сантиметров; от середины правой ключицы она спускается к подмышке; по верхнему краю бархатной полосы нашивается сагаалса- светлая шелковая лент а длиною около 17-18 см, шириною чуть больше пальца; по нижнему краю бархатной полосы, по всей ее длине, нашивается хγшэлтэ- лента такой же ширины и прошивается вдоль три-четыре раза. Девочки до 13-14 лет носили дыгылы без татааhана, или hомон дыгыл. Женщины поверх дыгылов носили уужи- безрукавки двух видов: короткие, до талии- одон уужи, и длинные с подолом- ута, или хормойтой, уужи. Оодон уужи- это жилет, по краям которого нашита узкая ленточка. Уужи застегивались на одну пуговицу у ворота. Шили их из такого же материала, что и перед дыгылов. Длина ута уужи почти такая же, как и дыгыла. По бокам длинных уужи имелись продольные разрезы. Вокруг талии нашивались татааhаны, а по низу подолов- две параллельные полоски, сделанные из ниток. Между ними, а также ниже их, по самому краю уужи, проходит узкая полоска черного плиса, называемая мүшхээhэн. Мужские дыгылы были такие же, как и девушек, но без татааhана. Мужчины подпоясывались кушаками большею частью красными или синими, из хлопчатобумажной материи. В первом десятилетии XX века стали входить в моду кушаки из желтого шелка- дурдам. Встречались также кушаки, вытканные из шелковых ниток. Богатые люди шили шелковые дыгылы. Праздничной одеждой середняков были чесучовые и суконные дыгылы. Большая часть мужчин носила синие далембовые дыгылы, а также нагольные- из дубленой овчины. Некоторые бедняки, а также середняки шили нагольные дыгылы из козьих шкур. Эти дыгылы назывались ямаан самса- «козья рубаха». Носили их на работе. Учитель Онгодов, живший в XIX веке, в своих воспоминаниях пишет, что носили также дыгылы из войлока, которые назывались хэбэнэг. Пожилые люди из зажиточных зимою носили поверх дыгылов хүрмэ- однобортные, свободные куртки с широкими рукавами, без ворота. Шили хүрмэ из овчины, из мерлушек, а богачи- из звериных шкур и обязательно крыли какой-нибудь хорошей материей. В 10-х годах молодые люди из зажиточных семей стали заводить хантуузы- безрукавки, плотно облегающие тело. Шили хантуузы из овчин с мелкой шерстью или из мерлушки и крыли хорошей материей. Носили их зимой поверх дыгылов. Но встречались щеголи, которые даже летом носили шелковые или чесучовые хантуузы, правда, без меховой подкладки. И летние, и зимние головные уборы- малаган, имели конусообразный верх на вате или на верблюжьей шерсти. Верх конусообразной шапки был из шелка или сукна. К нижнему краю тульей летней шапке пришивались hарабши- поля шириною около 7-10 см из черного плиса, которые отворачивались вверх. hарабши для выходных женских шапок богачи делали из собольего меха. hарабши никогда не опускались. Зимняя шапка не имела hарабши, но у нее были шэгэбшэ- наушники, которые сходились под подбородком и завязывались. Выходные зимние шапки шили из выдры, рыси, лисицы, а также из белой мерлушки. К верху шапки пришивалась красная кисточка- зала. Мужская и женская обувь- гутал, по форме была одинаковой. Зимнюю обувь шили из дубленой овчины, лошадиных шкур, а также из шкур дикой козы, летнюю- из юфтовой кожи, иногда из плиса или из хлопчатобумажной материи на таком же подкладе. На союзках и задниках выходных гуталов вышивались узоры цветными нитками из жил животных. Подошву делали двойную: наружную из сыромятной кожи, внутреннюю из войлока. Кромки войлочной подошвы обшивались белой материей. Войлочная подошва называлась эрмэг. Рабочую летнюю обувь (ябаган гутал) шили без эрмэг, на одной сыромятной подошве. К голенищам гуталов пришивалась түнгэ- петля из ремешка, в которую вдевался ремешок, привязанный к брючному ремню, называемому хирэм. В старое время, примерно в последней четверти XIX века, агинцы еще не носили белья. Мужчины и женщины носили одни шаровары, сшитые из бараньих или козьих шкур, а рубашек в подавляющем большинстве не имели. Трудно сказать, когда стали пользоваться рубашками, но скорее всего их начали носить должностные лица, которым приходилось бывать в городах, заходить в «присутственные места», а также те из бурят, которые имели более тесные связи с русским населением. Рубашки шили из белого бельевого полотна, далембы, бумажного трико, а богачи- из шелка. Некоторые шили рубахи из простого материала, а воротник из шелка. Одеяла шили из овчин. Бедняки и середняки ничем не крыли их, а богачи крыли далембой или какой-нибудь другой материей. Ножная сторона одеяла делалась уже. По верхнему (головному) краю нашивалась каемка шириною в три-четыре пальца из хорошего материала или из мерлушек, жеребячьих шкурок, у богачей- из выдры. Бывали каемки, состоящие из двух полосок. Ж е н с к и е у к р а ш е н и я. Женщины из богатых семей носили дорогие украшения, сделанные из серебра, коралла и других камней. Середняки тоже заводили украшения, но не такие дорогие. Все украшения назывались зүүдхэл, что буквально означало «носимое». Д а р у у л г а. Это украшение носили на голове. Делали его из берестяной ленты шириною около трех пальцев. Береста обшивалась черным бархатом, на которые нашивались в три ряда бусины из кораллов, янтаря, малахита, лазурита, яшмы. В середине среднего ряда помещалась большая янтарная бусина, слева и справа от нее кораллы меньшего размера, затем бусины из вышеназванных камней. Средний ряд назывался гол- основной. Главными камнями на даруулге считались кораллы, остальные- вспомогательными. На даруулгу пришивалось еще два ряда бусин. Бусины нижнего и верхнего рядов назывались hарбаалжи и нашивались выше и ниже средних бусин только из вспомогательных материалов, повторяя их, а коралловые бусины оставались в единственном числе. Даруулга прикреплялась к височным косичкам шнурками с пуговичками, которые продевались в петли на ее тыльной стороне. Волосы заплетались в две косы, спускавшиеся на грудь. В них вплетались туйбы. Это деревянные шпильки длиною 17-18 см с поперечными втулками, называемыми алха. На них надевались боолто, которые делались из бересты, обшитой черным бархатом. Боолто украшается серебряными полосками с насечками или кораллами. В старину женщины носили вместо боолто ширбэргэл, который отличался от боолто большими размерами и тем, что поперек него нашивались вперемежку на туйбу и серебряные пуговки. Ширбэргэл не надевали на туйбу, а подвешивали к даруулге в боков, к нему прикреплялись суживающиеся книзу чехольчики из серного материала. Эти чехлы надевались на косы. К их концам пришивали по одному серебряному кольцу диаметром около трех сантиметров. Девушки тоже носили даруулгу, но боолто и шибэргэл у них не было. К височным косичкам подвешивали по две связки коралловых и янтарных бусин- хээ. К нижнему концу каждой из них прикреплялись две шилбэ- снизки мелких кораллов с кисточками и серебряными кольцами на серебряных цепочках, которыми они прикрепляются к верхней пуговке дыгыла. С затылка свешивалась гэзэгэ- «коса». Это лента из черного материала шириною в четыре пальца с нашитыми поперек на некотором расстоянии друг от друга рядами кораллов и серебряными полосками с насечкой. Эту «косу» женщины прицепляли к низу воротника дыгыла на золотой и серебряной пуговке, девушки прицепляли к натуральной косе. На плечах носили гуу- серебряную бляху круглой формы диаметром 7-8 см с насечкой, кораллами и тремя маленькими колечками для подвески кораллов; одна снизка свешивалась на спину, вторая- на руку, третья- на грудь. Была и нагрудная бляха на серебряной цепочке. Ее окружали два ожерелья: одно из мелкого коралла, второе- из крупного. С обеих сторон к даруулге подвешивались на серебряных цепочках серебряные кольца- hиихэ, которые соединялись массивной серебряной цепочкой. К подмышкам дыгыла на серебряных пуговках подвешиваются боковые украшения. Они состоят из многих частей. Гарьха- орнаментированный серебряный круг диаметром около 10 сантиметров, украшенный кораллами. Внизу гарьхи- три колечка. К этим колечкам на левом боку подвешиваются ножичек в серебряной оправе, щипчики и намюурга. К гарьхе на правом боку подвешивались огниво, продолговатый футлярчик для иголок и хобол. В давно минувшие времена намюурга и хобол, возможно, имели какое-то назначение, но сейчас даже старые женщины не знают о нем. Все эти вещи делались из серебря с насечкой и чеканкой и подвешивались к гарьхе на серебряных цепочках или на тесемках, свитых из шелковых ниток. Женские украшения были очень дорогими. К примеру, даруулга с ее коралловыми и серебряными принадлежностями обходилась в довоенное (до 1914 г.) время не меньше 500 рублей, а корова тогда стоила 20 рублей. Такие украшения могли носить, конечно, женщины из богатых семей. У б р а н с т в о к о н я. Лошадь была основным транспортным средством в хозяйстве, повседневном быте, во всех торжественных случаях семейной и общественной жизни, поэтому убранству коня для будничного и праздничного выездов придавали большое значение. Верхом ездили не только мужчины, но и женщины. Родители, выдавая свою дочь замуж, должны были выделить ей лучшего коня с хорошим убранством. Богатые люди готовили дорогие седла, нагрудные ремни, шлеи. Деревянная часть седла состояла из следующих частей: березовых дощечек- хабтаhан, к которым прикреплялись две луки- передняя почти прямая, задняя- несколько откинутая назад. Всю кромку луки огибает железная полоска, облицованная тончайшей серебряной пластинкой с узорами. Эта полоска называлась бугэжи. Лицевая сторона передней луки и задняя сторона луки покрываются посеребренной пластинкой, инкрустированной кораллами или раковинами. Эти пластинки называются малаабши. Внутренние стороны лук и все пространство между ними покрываются черным плисом, наложенным на войлок и расшитым узорами. Сверху кладется войлочная подушка, обшитая также черным плисом. Называется она маюуза. На концах хабтаhанов пробуравливаются дырочки для тороков, дырки прикрываются баабарами- металлическими посеребренными бляхами с узорами. На задней стороне луки два баабара, каждый с двумя торочными дырками, в которые продеваются торока, или ганзага, свитые из черных ниток. На концах ганзага большие кисти с бубенчиками внутри. Ганзага делались длинными, из кисти болтались под брюхом лошади. Помимо тороков навешивались еще плоские ремни такой же длины, украшенные посеребренными бляхами. Позади тороков имеются кольца для крепления шлеи- хударга, с такими же металлическими украшениями. С обеих сторон седла прикрепляются дэбhэны из черного плиса на войлочной подкладе, которые должны предохранять ноги всадника от трения из ремнями стремян. К хабтаhанам подвешиваются на ремнях стремена. Снизу к седлу прикрепляется хижим, который должен предозранять бока лошади от трения ремнями. Хижим на подкладке из какого-нибудь толстого хлопчатобумажного материала и украшали, как и дэбhэн, узорной стежкой и трехцветной каймой с розетками из раковин. Такие седла имели только богатые женщины и пользовались ими как выходными. Обычные седла делали проще: плис заменяли юфтовой кожей. В XX веке и для выходных седел стали применять кожу. Кожаный хижин называется дүрөөбшэ с помощью двух рядов клепок с оловянными или свинцовыми головками- тоборюулга. Кожаная каемка с тоборюулга иногда помещались металлические бляхи. Мужские седла почти не отличались от обычных женских, только не имели можи. Дүрөөбши в мужском седле называли гульми. Недоуздок делали из обыкновенной коровьей кожи домашней выделки. Ничем особенным он не отличался. Зато узду для женского седла делали из полосок юфтовой кожи с нацеленными на них металлическими посеребренными бляхами- хажи. Нагрудный ремень- хүмэлдэргэ, и шлею- хударга, делали из таких же кожаных полос с бляхами, как и узду.


Эта страница отредактирована пользователем Munko в 2012/10/21 04:22:28.