Музыка

Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника.

Весьма самобытна бурятская песня, которая, несмотря на простоту и безыскусность формы, имела высокие художественные достоинства. Песня выражала радость, раздумья, любовь, грусть. Существовали песни - плачи, песни которые сопровождали те или иные хозяйственные работы, песни-призывания шаманов (дурдалга,шэбшэлгэ), которые они исполняли, призывая духов и небожителей, песни-прославления - соло, хороводные песни.

Бурятский хоровод - ёхор, является не просто хороводом, это настоящее искусство, в каждом селении существовали свои варианты ёхора. Исполнялся ёхор под собственное хоровое пение, движения его могли быть простыми, так и сложными. Песни исполнялись и под музыкальное сопровождение. Буряты знали струнные, духовые и ударные инструменты - бубен, хур, чанза, ятаг, лимба, сур, бичхур и т.д.

Особый раздел составляло музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии.

Шаманы пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали различные представления, устрашающего или веселого характера.

Особо одаренные шаманы входили в транс, использовали фокусы, гипноз, могли "воткнуть" нож себе в живот, "отрубать" себе голову, "превращаться" в различных животных, птиц, испускать пламя, ходить по раскаленным углям.

Очень ярким действом была буддийская мистерия "Цам" (Тибет), представлявшая ряд пантомимических плясок, исполняемых ламами, одетыми в маски свирепых божеств - докшитов, людей с красивыми лицами, но большого размера, животных.

Значительное место в фольклоре занимали юроолы - стихи-благопожелания, пословицы, поговорки, загадки. Буряты ценили красоту слова, большое хождение имели афоризмы, иносказания, проводились состязания острословов-импровизаторов.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БУРЯТСКОГО НАРОДА

Богатую музыкальную культуру создал бурятский народ за многие века. В народных песнях раскрывалась душа на¬рода, его мысли, надежды и стремления. Народом сложено немало преданий, выражающих его веру в великую силу му¬зыкального искусства.

Долгое время в народе даже считали, что без хорошего певца в охотничьей артели невозможна удач¬ная охота. Первые единичные записи бурятских песен были сделаны в XVIII веке, но систематическое собирание и изучение их началось в первой половине 20-го века. До Октябрьской революции бурятские народные песни не записывались и не изучались.

Сокровища народного творчества — замечательные песни — существовали в устной традиции. Они передавались от певца к певцу, от отца к сыну, от поколения к поколению. Высоко уважался в народе певец-улигершин. Улигершин соединял в себе мастерство поэта, певца, музыканта. Аккомпанируя на хуре (двухструнном смычковом инструменте), ули¬гершин пел улигеры — эпические песни-сказки о героических подвигах героев, о важных событиях в истории бурятского народа. Все многообразие жизни народа от повседневности до важных исторических событий отразилось в народной песне. Так, например, в народных песнях-сказаниях есть рассказы о вхождении Бурятии в состав России в XVII веке, о службе бурят в войсках царя и о многом другом. За свою историю бурятская национальная композиторская школа прошла большой путь от первых творческих опытов молодых композиторов-бурят (в 1930-е годы) до овладения основными жанрами современной музыки. У истоков бурятского музыкального профессионализма стояли русские композиторы П. Берлинский, В. Морошкин, М. Фролов. Они воспитали старшее поколение национальных композиторов, имена которых сегодня известны не только в республике, но и по всей стране. Дандар Аюшеев, Жигжит Батуев, Гавриил Дадуев, Бау-Доржо Ямпилов. В истории нацио¬нальной музыки Бурятии они занимают почетное место зачинателей национального музыкального творчества. Ими создан национальный репертуар Бурятского театра оперы и балета, их музыка звучит в симфонических и камерных концертах, по радио и телевидению, их пьесы играют учащиеся музыкального училища и детских музыкальных школ республики. Лучшие произве¬дения этих авторов по праву вошли в «золотой фонд» национальной культуры Бурятии и стали вкладом бу¬рятского народа в многонациональное искусство народов России. Итог развития бурятской музыки в те годы подвела от¬крывшаяся в октябре 1940 года первая декада бурятского искусства в Москве. На открытии декады исполнялась опера М. П. Фролова «Энхэ-Булат батор». В следующие дни были показаны музыкальные драмы «Баир» П. М. Берлинского и Б. Б. Ямпилова и «Эржэн» В. И. Морошкина. Успешно продирижировал своей симфонической сюитой Б. Ямпилов, тогда еще студент Свердловской консерватории. Исполня¬лись сочинения и других молодых композиторов. Декада показала, что развитие бурятской профессио¬нальной музыки находится на правильном пути. Первые твор¬ческие достижения национальных композиторов были тепло встречены музыкальной общественностью нашей страны. В 1940 году был организован Союз композиторов Бурят¬ской АССР. Первым руководителем Союза стал П. М. Бер¬линский. В Союз вошли В. Морошкин, Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Н. Халбаев, Ч. Генинов, А. Пардамов. С первого дня своего существования Союз композиторов Бурятии является ведущей творческой силой в строительстве музыкальной культуры республики. В послевоенные годы развитие бурятского музыкального искусства идет еще более быстрыми темпами. Появляется ряд талантливых исполнителей, вдохновляющих композито¬ров на создание новых сочинений. Это певцы — Л. Линховоин, Б. Балдаков, В. Лыгденова, Н. Петрова, А. Арсаланов, балерина Л. Сахьянова и многие другие. В 1949 году музыкально-театральное училище было пре¬образовано в музыкальное училище им. П. И. Чайковского, а музыкально-драматический театр разделился на два самостоятельных театра: театр драмы и театр оперы и балета. Для нового оперного театра с большим энтузиазмом компо¬зиторы пишут оперы и балеты. Еще более высокий расцвет бурятского музыкального ис¬кусства показала вторая декада бурятского искусства и ли¬тературы в Москве в ноябре—декабре 1959 года. Коллекти¬вы искусств республики были широко представлены в дни декады. Оперу Д. Аюшеева «Побратимы» и балеты Ж. Ба¬туева и Б. Майзеля «Во имя любви» и Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара» показал Бурятский театр оперы и балета. Несколько пьес показал Бурятский театр драмы. В Концертном зале им. Чайковского выступал Бурят¬ский ансамбль песни и танца. В Большом зале консерватории исполнялись симфонические произведения Ж. Батуева, Д. Аюшеева, Б. Ямпилова. В дни декады открылась выстав¬ка бурятской живописи, графики и скульптуры. Со зрителя¬ми встречались бурятские музыканты, писатели, художники. Декада стала яркой демонстрацией расцвета культуры бу¬рятского народа.

Лучшие произведения бурятской музыки исполняются во многих городах нашей страны и за рубежом. Бурятская про¬фессиональная музыкальная культура по праву занимает равное место в ряду национальных музыкальных культур нашей страны. Народная песня является основой профессионального творчества бурятских композиторов. Народные мелодии во¬шли в лучшие сочинения ведущих композиторов; успехом поль¬зуются и песни композиторов-песенников Бурятии: С. Манжигеева, Б. Балдакова, К. Раднаева, Ч. Павлова. Б. Цырендашиева, Д-Д. Жалсараева, Г. Дашипылова, В. Андреева, Г. Батуевой. Богатства народной песни поистине неисчерпаемы. Лучшие песни поражают слушателя своей напевностью, выразитель¬ностью и красотой. Народная песня всегда будет служить для композиторов источником вдохновения.

БУРЯТСКИЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР

Песенный фольклор является наиболее сохранившейся частью традиционной культуры бурят, он широко и многообразно раскрывается в своих локальных проявлениях. Непреходящая ценность народного творчества особенно ясно выявляется в современных условиях интеграции различных культур. Изучение песенного творчества бурят является своевременным в условиях возрождения национальной культуры. В песнях, как ни в каких других жанрах, отражаются особенности национального мировидения в едином сплаве словесного и музыкального выражения. Песни издавна были объектом научного внимания этнографов, историков, искусствоведов, фольклористов. История изучения народных песен начинается с XVIII века, со времени, когда была сделана первая нотная запись бурятской народной песни. В песенном фольклоре бурят в силу определенных исторических, географических особенностей сохраняется значительный пласт жанров, характеризующихся архаичностью: это песни охотников (ангуушанай дуунууд), песни приручения животных: тээгэ - овцы, оог-оог – коровы, застольные песни (архиин дуунууд), а также обрядовые ехорные песни: нааданай дуунууд, еохорой дуунууд. Традиционными являются также обряды поклонения невесты роду жениха (бэриин мγргэл), иначе «гал утхалха» - (поклонение огню - будущему очагу), приготовления постели для новобрачных (оро заhалга), принятия утвари – (таг тушаалга). Связь с традиционными представлениями прослеживается и в песнях-прославлениях родителей (эхэ эсэгын магтаал дуунууд). Все богатство эмоциональной жизни человека раскрывается в лирических песнях (гуниг дуунууд), которые отражают отдельные моменты человеческой жизни. Определенное место занимают дацанские песни (дасанай дуунууд). Песни о дацанах и дацанских хуралах, о божествах и наставниках – учителях и ламах популярны среди бурят. В особую группу песен этого периода можно выделить песни военных лет (дайнай γеын дуунууд). Это песни о воинах, о разных перипетиях военных лет. Эти песни построены по складу народных песен, с использованием сопоставлений тех или иных явлений жизни. Песни военного периода еще живут в народной памяти, но активность их бытования невысока.

В современный период ехор и ехорные песни занимают ведущее место в жанровой системе фольклора бурят. Самыми древними ехорными песнями являются нааданай дуунууд, которые называются «коренные игровые песни» («γндэhэн нааданай дуунууд»).


Эта страница отредактирована пользователем admin в 2011/04/08 10:39:01.