Домашнее ремесло. Обработка кожи и шерсти

В ы д е л к а к о ж и считалась женской работой, и ею занималась каждая хозяйка. Процесс обработки начинался с подготовки сухой кожи: ее размягчали, смачивая молоком или сагааном, разведенным на молоке. Намокшую кожу свертывали по длине мездрой внутрь; один конец рулона привязывали к небольшому колу, к свободному концу прикрепляли рукоятку, палку сантиметров тридцати длиною. Держась за нее обеими руками начинали крутить и вытягивать кожу. Кожа вытягивалась в длинный жгут, который постепенно свивался вдвое. Скрученную кожу прикрепляли к колу и оставляли на час. Описанную процедуру повторяли через каждый час, в течение пяти-шести дней. Эта первоначальная обработка называлась хатюулдаха. Потом овчинку снимают, расправляют, смазывают тем же составом и опять крутят. После трехкратного повторения этой процедуры овчину мою водой и сушат. Затем, после сушки, производят эльгэдэлгэ- обработку печенью. Для этого вареную печень разминают в молоке до тех пор, пока не исчезнут даже самые маленькие кусочки. Намазав овчину печеночной кашицей, ее свертывают и оставляют. Через два-три дня расстилают и начинают обрабатывать хэдэргэ. Хэдэргэ- это специально сделанная полоска железа, одна сторона которой чуть заострена наподобие лезвия, но так, чтобы не мола резать. Хэдэргэ насаживается тупой стороной на деревянный стержень. Женщина садится на землю, вытянув ноги, берет на колени овчину, один ее конец кладет на носок, а второй ногой прижимает. Потом берет оба конца хэдэргэ и, захватывая большими пальцами овчину, ведет на себя хэдэргэ. Одним и тем же движением она мнет и растягивает овчину. Работа эта производится в несколько приемов. В результате овчина вытягивается и становится мягкой и гладкой. После такой операции ее скоблят старой, совершенно притупившейся косой, сдирая шелуху с мездры. Было два вида кожемялок. Одна в виде корыта с качающейся ручкой, зазубренной на внутренней стороне. Под эту ручку подкладывали кожу и мяли. Другая большая: две метровой длины плахи с расширением в середине насаживаются на расстоянии почти метра друг от друга на вкопанный в землю столб с щелью. В щель заталкивается несколько кож мездрой наружу. Вокруг столба насажены граненые палки. Мялку крутят с помощью кола, воткнутого в середину. Выделка кожи закончена, можно из нее шить дыгыл, шаровары, унты. Нагольную шубу шили из дубленой овчины. Для этого в круглой ямке глубиной около 40 сантиметров жгут сухой конский помет и сосновые шишки. Над ямкой устанавливается тренога из метровых палок, верхние концы которых связаны. Треногу обвертывают овчиной мездрой внутрь. Овчина подвергается действию дыма в течение двух-трех часов и приобретает бледновато- желтую окраску. О б р а б о т к а ш е р с т и. Обычно овец стригли в июне. После стрижки шерсть сушили в течение нескольких дней, разложив ее на одеяла, старых дыгылах, брезенте. Потом ее обрабатывали и делали войлок. Наметив день для обработки шерсти, хозяева оповещали соседей с просьбой принять участие в работе. Собранные у соседей овчинные одеяла расстилают на земле шерстью вниз, на каждое из них кладут по охапке шерсти. По обеим сторонам одеял, друг против друга, садятся два человека, каждый берет в руки по два прута- hабаа, и начинают взбивать шерсть. Эти орудия для обработки шерсти делали из ивовых прутьев длиною около метра, толщиною в палец, тщательно очистив их от кожуры и сучков. Оба напарника одновременно ударяют по шерсти правой и левой рукой попеременно. Одеяло с шерстью называлось дэбшээри. Смотря по количеству собравшихся людей, образовывались пять, шесть, а то и с десяток дэбшээри. Примерно через полчаса шерсть становилась чистой и пушистой. Тогда ее расстилали на одеяле и равняли палками. Рыхлый слой шерсти уплотняли, затем образовавшееся полотно закручивают жгутом и относят в сарай. Каждая пара проделывает несколько таких операций. После завершения работы полагалось угощение мясным обедом, которому предшествовало общее чаепитие. Для катания войлока приглашали несколько мужчин. Коровью или конскую шкуру, вымоченную в воде в течение одного или двух дней, расстилают на земле вверх мездрой, на нее стелют брезент или мокрый холст, затем накладывают ровным слоем шерсть, посыпают травой и сбрызгивают водой. Когда шерсть промокнет насквозь, ее с брезентом накатывают на гладко выструганный деревянный вал длиною два с половиною- три метра, диаметром 8-10 сантиметров. Скатанный брезент с шерстью туго обвязывают веревкой. На оба конца деревянного стержня вала надевают деревянные кольца с прицепленными к ним веревками. Подъезжают два человека верхом на двух конях в хомутах. Им подают концы веревок с продетыми в них hабаа, они вдевают эти hабаа кончиками в ушко гужей, а другие концы берут в руки и трогаются с места. За ними катится вал. Всадники делают пять-шесть рейсов на расстоянии двух-трех километров, после этого войлок готов. Некоторые хозяева катали один войлок, другие- десять и более. Бывало и так, что два-три хозяина вместе делали один войлок. Это, конечно, были бедняки. Вся работа по обработке шерсти и производству войлока выполнялась сообща, с помощью родственников и соседей. Дружная коллективная работа создавала у всех приподнятое настроение.


Эта страница отредактирована пользователем Munko в 2012/09/17 07:07:20.