Бурятские сказки

Бурятские сказки (онтохонууд) – один из богатейших разделов устно-поэтического наследия народа. К ним вполне применимо общепринятое в фольклористике деление на три основных вида – волшебные, о животных, бытовые или новеллистические. Но больше всего зафиксировано бытовых и волшебных сказок.

По своей форме бурятские сказки – произведения в основном прозаические, повествующие о приключениях или богатырских подвигах героев.

Наряду с необычными, чисто «сказочными» явлениями в них рисуются вполне реальные картины, которые могли иметь место и в повседневной жизни народа. Бурятские сказители в своих многочисленных сказках отобразили самые различные стороны материальной и духовной жизни народа, начиная с древнейших времен до настоящего времени.

Выдумка, фантазия подчиняются основной идее сказки, воплощению высоких мыслей, поэтизации героев и их поступков. Сказочный вымысел, волшебство, которые являются основными элементами сюжетостроения, возникают на основе реальной жизни и отражают вполне земные дела, встречавшиеся в повседневном быту.

Богатое и самобытное сказочное творчество бурят давно привлекало путешественников, собирателей и любителей фольклора.

В числе зачинателей собирания и публикации бурятских сказок были Ф. Миллер, П. С. Паллас, А. Паршин, М. Кастрен, декабрист Н. А. Бестужев, революционер-демократ А. П. Щапов, ученые Г. Н. Потанин, А. Д. Руднев и др.

Ценный вклад в собирание бурятских сказок внес известный монголовед Ц. Жамцарано. Он применил в своей работе академическую транскрипцию бурятских текстов, что позволило более точно фиксировать тексты, сохранять диалектные особенности и исполнительский стиль сказочников.

Перенесемся во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном пространстве. В ней вечерним теплом веет от очага и дыханья людей, пришедших в юрту послушать известного сказочника-онтохошина. Он восседает на хойморе – северной стороне юрты, по традиции, предназначенной для уважаемых гостей. В степи испокон веков высоко ценились художественное слово, исполнительское мастерство. Недаром существует народная пословица, которая в переводе звучит примерно так: «Сказочник сидит на почетной подстилке, а певец – на холме». И, не спеша, отхлебнув глоток горячего чая, сказочник неторопливо начинает повествование: «Давным-давно это было. Когда океан-море лужицей плескалось, а птица ворон воробушком порхал. Жили муж да жена, и на старости лет родился у них сын…».

Чудесный мир, запечатленный в мудром слове, помогал людям жить, верить в доброе и светлое.

Мир бурятской сказки уходит корнями в глубины народного бытия, светоносность сказочного мира – одно из проявлений национального духа, национального мироощущения. Это извечное стремление на грани вымысла и яви внести гармонию в отношения с природой и окружающей действительностью, разрешить изначальные противоборства Добра и Зла под знаком человечности.

Какое бы обличие ни имело зло, и к каким бы уловкам оно ни прибегало, победа всегда остается на стороне добра; смекалка и ум торжествуют над темными силами; справедливость и великодушие – над жадностью и коварством. Утверждает эти светлые начала молодой герой, одаренный могучей силой, отважным сердцем и благородной судьбой.

Характерным элементом сказки является мотив дороги, пути. В котором и раскрываются качества героя. Потому он отправляется в странствие, будь то выезд богатыря на охоту или поход за суженой – невестой, что встречается в наиболее архаичных сюжетах. Или жажда познать мир и проявить себя, преодолеть испытания, которые могут выпасть на долю человека.

В сказках одним из главных персонажей, наряду с героем богатырем, выступает богатырский конь – хγлэг. Это происходит от эпической традиции, наиболее древней и высокоразвитой у монголо-язычных народов. Естественно, что коню, как первому другу кочевника, отводилось почетное место в героическом эпосе бурят. В результате эволюции эпического жанра, существовавшего в стихотворной форме, сказания-улигеры в ряде случаев обрели форму сказочной прозы. Но и в этих произведениях богатырский конь сохраняет свои эпические черты. Он способен одним махом покрывать огромные расстояния, наделен даром человеческой речи. Конь – надежный спутник богатыря, он предупреждает его об опасности, обладает большой прозорливостью, нежели сам герой.

Существуют такие сказки, как «Хурша-парень», «Хитрый будамшу», «Шаман», «Хитрая лиса», «Старик Хоредой», «Счастье и горе», «Два брата», «Умная невестка».

Мир бурятской сказки – чудесный кедр, чей ствол произрастает из глубин народной жизни, а сказочные сюжеты – те же раскидистые ветви, что тянутся во все стороны света, словно незримые мостики к иным сказочным мирам. И подобно тому, как дерево с его вечнозеленой хвоёй питают подземный соки, как и мир сказки, наполняет дыханием поэзии многоцветная живая речь, льющаяся из уст сказочника.

Автор статьи: Баира Шарапова


Эта страница отредактирована пользователем admin в 2015/02/12 06:16:26.